Как выбрать монитор для ПК

Предварительно важно определиться с основным назначением монитора. Разбираемся, как выбрать монитор для учёбы, офисных задач, дизайна, работы с графикой, игр и кино.

Диагональ

Большинство продаваемых в 2021 году мониторов выпускаются с диагональю 21–27 дюймов.

Для ориентира:

● 20–24 дюймов — монитор для офиса, учёбы, работы в интернете;

● 24–27 дюймов — для домашнего компьютера, используемого в образовательных и развлекательных целях;

● 27–28 дюймов и более — модели для заядлых геймеров и специалистов в области дизайна, фотографии, создания и редактирования мультимедийного контента, программирования и вёрстки.

Для профессиональной деятельности фотографов, программистов, дизайнеров, верстальщиков, архитекторов и инженеров не рекомендуется покупать мониторы с диагональю более 32 дюймов. Опыт показывает, что удобнее и дешевле (за редким исключением) организовать многомониторную систему. Другими словами, приобрести пару мониторов поменьше.

Разрешение экрана

Для большинства сфер оптимальное разрешение — Full HD — 1920 × 1080 px. Разработчикам, создателям мультимедиа нужен монитор с большим числом пикселей: 2560 × 1440 (QHD) или 2K (2560 × 1440). С мощным железом геймеры по-новому взглянут на знакомые виртуальные миры. Для мониторов с возможностью прочтения 4K — контента пока слишком мало.

Обратите внимание: при диагонали 20–22 дюйма с высоким разрешением элементы окон будут мелкими. Комфортную работу в текстовых и табличных редакторах, браузере, приложениях для черчения и бухгалтерии обеспечит разрешение 1600 × 900 px либо более квадратное — 1600 × 1200 px (UXGA). Для ПК, который редко используется, разумно взять модель с разрешением 1280 × 1024 px (SXGA) или 1366 × 768 px (HDTV).

Тип матрицы

Дисплеи создаются на базе трёх видов матриц.

● TN — устаревшая и недорогая матрица. Её модификация с плёночным покрытием (TN+Film) повысила углы обзора до 1500. Если производитель пишет «TN», значит, экран прикрыт плёнкой. Характеризуется шустрым откликом и низким энергопотреблением, за что ценится геймерами. На цветовой канал приходится всего 6 бит, поэтому цветопередача характеризуется сероватым чёрным цветом, низкой контрастностью. Монитор с TN-матрицей подходит для офисной работы, образования, бюджетных компьютерных игр.no items

● IPS-матрица — альтернатива TN+Film. Отличается улучшенной цветопередачей, стабильностью изображения при взгляде под углами до 1780 и глубокой цветопередачей чёрного. Время отклика у IPS выше (в сравнении с TN).

В модификациях частично устранены проблемы с:

  1. контрастностью — S-IPS и AS-IPS;
  2. яркостью экрана, углами обзора — AFFS за счёт повышения энергопотребления;
  3. временем отклика — H-IPS.

no items

Подходят начинающим дизайнерам, фотографам, любителям компьютерной графики (монтажа, создания трёхмерных моделей, анимации, рисования). Идеальны для ценителей качественного изображения.

У модификации PLS яркость экрана повышена на ~15%, а охват цветового пространства sRGB почти 100%-й. PLS выбирают профессионалы.no items

● VA-матрицы: характеризуются высокой контрастностью. Они передают глубокий, действительно чёрный цвет и занимают промежуточное место между TN- и IPS-матрицами. Время отклика ниже, чем у IPS, а цветопередача — лучше, чем у TN. Недостатки — потеря мелких деталей и искажение изображения на тёмных сценах.

Модификации:

  1. MVA — малый отклик при повышенной контрастности и углах обзора.
  2. S-PVA — увеличены углы обзора.

no items

углы обзораno items

сравнение цветопередачи IPS и VA

Соотношение сторон

Большинство производителей выпускает широкоформатные мониторы — соотношение сторон 16:9, реже 16:10 (от размера диагонали не зависит). Под первое адаптируется весь современный контент: сайты, игры, фильмы, приложения.

Смотреть кино комфортнее на мониторах с соотношением 16:9:

● не образуются чёрные полосы;

● удобно размещать два окна или панели рядом.

Работать с графикой в редакторах, верстать сайты и программировать приятнее на экране с соотношением 16:10. Но ощущения зависят от предпочтений.no items

Сверхширокоформатный монитор 21:9 подходит для разработчиков. Он вмещает 2–3 окна по горизонтали, позволяет держать в фокусе несколько объектов.

Для игр это не самый удачный вариант по ряду причин:

● тесты показали заметное падение производительности — до 20%;

● не все AAA-проекты адаптированы под экраны 21:9 — изображение растянется или обрежется.

Время отклика

Отклик показывает, за какое время пиксель изменяет яркость. Важен для любителей динамических сцен кино, игр. Чем он ниже, тем меньше искажение исходного изображения. Для видеоигр желателен отклик 1-2 мс — характерен для TN-матриц. У IPS — 5-6 мс (многовато для игр и динамических сцен в кино). Для прочих целей (за исключением работы с мультимедиа — монтажа видео, спецэффектов) время отклика маловажно.

Яркость, подсветка и контрастность

Яркость — интенсивность белого свечения экрана. Высокие показатели нужны для работы в ярко освещённых помещениях, для просмотра HDR-контента. При недостатке яркости изображение блекнет, и со временем интенсивность светодиодов падает. Для игр, кино и графики яркость нужна выше 250-300 Кд/м2. Если работаете возле окна или мощных ламп, запас в 300-350 Кд/м2 не помешает. Для офисных приложений, браузера вполне достаточно монитора с интенсивностью свечения около 200 Кд/м2. При работе ночью без света важна и минимальная яркость — от нескольких до пары десятков Кд/м2.

Контрастность показывает разницу между белым и чёрным пикселями. Указывается в виде соотношения 1:1000. Производители оценивают показатель по-своему, поэтому на цифры особого внимания не обращайте.

Для ориентира:

● офисный монитор — 1:500;

● для развлечений — 1:1000;

● для дизайнеров, художников, работы с графикой — от 1:1000 и выше.

Иногда указывают неимоверную динамическую контрастность 1 к 20 миллионам — это уловки маркетологов.

Подсветка

Подсветка CCFL (на основе флуоресцентных ламп) изжила себя. Мониторы создают преимущественно по технологии LED. Это светодиодная подсветка в разных модификациях. Преобладают модели с передовой WLED-технологией (применяются светодиоды белого свечения). Такая подсветка улучшает цветопередачу, глубину цвета. Отличается равномерной нагрузкой на элементы матрицы, малым энергопотреблением и доступной ценой по сравнению с LED.no items

Важна равномерность — есть ли затенённые и слишком яркие области. Проверяйте в условиях со слабым внешним освещением.

Разъёмы

На мониторе встречаются четыре типа разъёмов (от старого к современным):

● VGA (D-SUB) – устаревший аналоговый разъём. Передаёт изображение с разрешением до 1280 × 1024 px. Применяется для передачи изображения из ноутбука на монитор.no items

● DVI-D — цифровой интерфейс. Встраивается в большинство видеокарт и мониторов. Уступает место HDMI.no items

● HDMI — самый распространённый разъём для передачи видео со звуком. Изредка встречаются уменьшенные модификации — mini, micro.no items

● DisplayPort — передовой цифровой интерфейс для передачи аудио и видео. Распространён слабо, но его покупка оправдана «на перспективу».

Покрытие дисплея

На дисплеи наносят матовое и глянцевое покрытие. Глянцевый экран демонстрирует сочную и чёткую картинку с улучшенной цветопередачей, но сильно бликует при интенсивном внешнем освещении. Подходит для работы в темноте, а также когда прямые лучи солнца (лампы) не попадают на дисплей. Глянец актуален для просмотра кино, обработки графики — где важны цветопередача, контрастность, насыщенность изображения.

Матовое покрытие экрана демонстрирует более блеклую картину и рассеивает попадающие на монитор лучи. При сравнении с глянцевым, изображение слегка размытое. Подходит для работы при интенсивном свете, когда комфорт превыше цветопередачи.

Глубина цвета

Показатель отвечает за количество отображаемых монитором цветов. При 6 битах экран воспроизводит 262 144 цвета: 26 = 64 оттенка каждого субпикселя (красный, зелёный, синий). Смешивание — 64 × 64 × 64 = 262 144 оттенка. Больше цветов — насыщеннее и реалистичнее картинка, точнее передача. Видеокарта должна поддерживать передаваемый монитору сигнал: 10- или 12-битный.

● 6 бит (262 144 цвета) — бюджетные мониторы для учёбы, работы с текстовыми данными, чертежами, «сёрфинга» в интернете.

● 8 бит (16,7 млн) — показатель характерен для большинства мониторов. Подойдёт для освоения компьютерной графики, развлечений, образования, начинающего дизайнера, фотографа.

● 10 бит (1,073 млрд) — удел премиальных моделей для обработки и создания графики. Не все игровые видеокарты работают с 10-битным цветом.

● 12 бит (68,7 млрд) — дорогие модели для специфического применения (медицина, колористика, профессиональная фотография, графика, видеомонтаж).

Встречаются 8-битные мониторы с технологией FRC. Число поддерживаемых оттенков повышается путём покадрового управления яркостью субпикселей.

Программным путём разработчики добиваются повышения глубины цвета премиальных моделей до 24–30 бит.

Частота обновления

Показывает максимальное число мерцаний (обновлений) картинки в секунду. Большинство моделей выпускаются с развёрткой на частоте 60 Гц. Это оптимальное значение для работы, навигации в интернете, просмотра кино. Сравните изображение на 60- и 75-герцовом мониторах — второй окажется приятнее для глаз.

Устройства с повышенной частотой обновления дисплея 144 Гц и 165 Гц предназначены для геймеров и любителей просмотра 3D-кино. Тут отображается больше информации: в динамических сценах снижается интенсивность размытия, станут доступны ранее пропускаемые кадры. Для поклонников виртуальных развлечений с неограниченным бюджетом выпускают мониторы с частотой 240 Гц. Требуется соответствующая мощность графического ускорителя.

Дополнительные функции

При подборе монитора учитывайте и менее значимые детали.

● Изогнутый дисплей (радиус изогнутости 1800R считается оптимальным для человеческого глаза) усилит эффект погружения в виртуальный мир. За счёт одинаковой дистанции к каждой точке экрана снижается нагрузка на зрение.no items

● Регулируемая подставка устройства: по высоте, наклон и поворот на 900. Установка в портретный режим понадобится журналистам, аналитикам, инженерам, трейдерам.

● Для монтирования много- или мультимониторной системы, состоящей из двух и более экранов, обязательны тонкие рамки по бокам.

● Встроенные в монитор динамики обычно дешёвые, мало на что годятся.

● Технология G-Sync/FreeSync — адаптивная частота развертки. Это синхронизация частоты кадров между видеокартой и монитором. Она исключает разрывы и пропуски кадров. Должна поддерживаться видеокартой.no items

разрывы кадровno items

пропуск кадров

● Технологические решения от производителей:

  1. Адаптация времени отклика и частоты обновления к условиям работы.
  2. True Color — расширенное количество отображаемых экраном тонов и полутонов.
  3. Снижение мерцания для защиты глаз (например, Flicker-Free у Sony).
  4. Опция MHL — подключение мобильного устройства для передачи изображения.
  5. Игровые режимы для улучшения визуальной составляющей, снижения задержек.
  6. MultiView — трансляция сигнала из двух источников в полноэкранном режиме либо «картинка в картинке».
  7. Функция воспроизведения контента с USB-флешки.

no items

Подборка оптимальных мониторов для различных задач

Новичку сложно сориентироваться в разнообразии параметров. Часто люди ищут мониторы конкретно для программирования, вёрстки, дизайна, игр, учёбы. Приведём краткие рекомендации по выбору.

Если какой-то параметр не оговорён, значит, он индивидуален в каждой ситуации или маловажен. Рекомендуемое разрешение (если не указано иное) — Full HD; соотношения сторон — 16:9; интерфейс — желательно HDMI (если оснащена видеокарта).

Дизайн, вёрстка, проектировка

Обязательны максимальные углы обзора, разнообразие настроек, широкие возможности калибровки и качество цветопередачи — монитор с VA-матрицей и глубиной цвета 8 бит или 8 бит + FRC. Нужен запас яркости и контрастность от 1:1000.

Для продвинутых дизайнеров и профессиональной деятельности, где нужна точность цветопередачи (видеомонтаж, фото, графика, колористика), стоит потратиться на устройство с IPS-матрицей. Глянцевое покрытие лучше для цветопередачи, но снижает комфортность работы при ярком свете. Рассмотрите вариант со сверхширокоформатной моделью.

Разрешение: предпочтительно Full HD. Для работы с проектами, где нужна исключительная точность, подойдёт UHD. Диагональ — индивидуально от 24 дюймов. Для одновременной работы с парой источников желательна опция MultiView. При постройке многомониторной системы выбирайте устройства с тончайшими рамками.

Верстальщику, дизайнеру сайтов и приложений не стоит брать монитор с разрешением выше Full HD — заказчики и клиенты/посетители с небольшими экранами будут жаловаться на адаптацию.

Бизнес, учёба, офисno items

Для офиса (не специфической деятельности вроде проектирования, дизайна), рабочего кабинета и образования подойдёт монитор с TN-матрицей и невысокой яркостью. Достаточно 6-битного цвета и диагонали 19–24 дюйма. Соотношение сторон с разрешением — индивидуальны, но практика показывает, что оптимально брать мониторы 4:3 или 16:10.

Руководителя выручит устройство с функцией воспроизведения контента с телефона и планшета, вывода картинки из двух источников. Желательные интерфейсы: DVI-D, VGA для подключения ноутбука, старого компьютера.

Игры, кино

Для игр и кино производят премиальные мониторы:

● Частота обновления — от 120 Гц. Такое значение повысит плавность смены кадров, обеспечит незначительное преимущество в динамических игровых моментах.

● Шустрый отклик — 1–2 секунды. Он характерен для TN-матрицы.

● Технологии G-Sync от Nvidia или FreeSync от AMD устранят разрывы и пропуск кадров.

● Игровые функции: осветление тёмных участков сцены, подсветка источника звука, отображение перекрестия, снижение отклика.

● Разрешение — WQHD, но предпочтительно Full HD.

● Диагональ — зависит от мощности видеокарты, предпочтений (не менее 24–27 дюймов).

● Антибликовое покрытие — избавит от бликов, повысит визуальный комфорт.

● Изогнутый экран — усилит эффект присутствия, снизит нагрузку на глаза, расширит обзор.no items

Работа с цветомno items

Для профессиональной графики нужен премиальный монитор с качественной цветопередачей — матрица IPS; глубиной цвета 8 бит + FRC или 10 бит; глянцевым покрытием. Съёмный боковой козырёк защитит от бликов. Яркость экрана начинается от 250 Кд/м2, контрастность — от 1:1000, диагональ — от 24 дюймов (зависит от специфики применения). Цветовой охват — DCI-P3.

Важно богатство ручных настроек, широкие возможности калибровки. Для работы с видео — технология FreeSync или G-Sync (в соответствии с видеокартой). Отсутствие мерцания — обязательно, желательно наличие возможности подключения флешек и мобильных устройств.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *